текущая страница

Легкая мощь

Интервью с Энрико Полюцци, руководителем отдела разработки двигателей Ducati.

Конструкция двигателя — несомненно, одна из самых ярких особенностей мотоциклов Ducati. Область, в которой десмодромная система управления фазами газораспределения стала фирменной чертой. Разработка двигателя для проекта Superleggera V4 означает, что речь идет о создании самого высокотехнологичного двигателя в истории Ducati. Работать шаг за шагом, стремясь облегчить каждый компонент. Находить пути для инноваций в каждой детали.

«Начало работы над Superleggera V4 было действительно волнующим: мы могли свободно обдумывать необычные решения и дали всю волю фантазии.» Это огромное поле для воображения; моя команда получила редчайшую возможность работать без какого-либо давления в плане затрат или сложности экспериментов и иметь доступ к материалам, процессам и технологиям, которые мы обычно используем только при создании гоночных мотоциклов.
Это также чрезвычайно волнующий момент для всех, поскольку каждая рабочая группа уже знает, какие компоненты имеют запас прочности и технологические альтернативы, и поэтому может использовать конкретные ноу-хау в проекте. Проект, в котором было разрешено делать невозможное».

Энтузиазм подкрепляется опытом сотрудников отдела технических разработок. Почти так же, как и в любом другом аспекте проекта V4, разработчики двигателя сделали все для достижения наилучшего результата. Чтобы понять возможности доработки, протестировать новые материалы и новую геометрию, проводится полный анализ мельчайших деталей. Чтобы сделать нечто беспрецедентное, очевидно, необходимо открыться для футуристических исследований.

«Когда мы приступали к проекту, мы просмотрели список компонентов с 600 номерами деталей. Мы проанализировали все компоненты и затем решили, на каких из них следует сфокусироваться. Для некоторых начался эмпирический поиск, а в отношении других мы знали, что есть место для улучшения, поскольку мы уже знали о существующих ограничениях и резервах для доработки.

Приоритет отдавался компонентам из материалов с высокой плотностью, чтобы определить возможность замены этих материалов более легкими. Мы заменили все стальные болты для корпусных деталей и головок цилиндров титановыми. То же самое мы сделали в отношении более мелких болтов, таких как болты крепления опор распределительного вала. Количество мелких компонентов все еще очень велико».

Выбор материалов — первый шаг, но необходима и тщательная проработка геометрии, которая рассматривается в двух аспектах: во-первых, необходимо убедиться в том, что новые материалы не представляют трудностей для применения; во-вторых, нужно улучшить и облегчить существующие компоненты.

«Множество компонентов было оптимизировано за счет уменьшения толщины и использования приемов облегчения, которые обычно не использовались. При таком же подходе шестерни стартера и распределительные валы получили дополнительные облегчающие отверстия в кулачках и продольные сверления, в результате чего было уменьшено поперечное сечение по всей длине вала.

Конструкция 42 % компонентов была изменена для того, чтобы в некоторых случаях сэкономить всего лишь несколько десятков граммов. Но в сумме это дало ощутимое общее снижение веса, составившее 2,8 кг по сравнению с двигателем Panigale V4 S.

Одним из компонентов, вес которого нам удалось значительно снизить, является узел масляного насоса; мы заметно упростили конструкцию узла и уменьшили количество перекачивающих насосов с трех до двух. Благодаря совершенно новой конструкции внутренних каналов насоса нам удалось сохранить функцию этого узла неизменной — новые насосы отводят масло из тех же зон и с той же эффективностью, что и в прежней системе».

«Начало работы над Superleggera V4 было действительно волнующим: мы могли свободно обдумывать необычные решения и дали всю волю фантазии.»

Процесс разработки этого двигателя сказался и на уникальных особенностях, возникающих при вождении этого мотоцикла. Для улучшения управляемости при смене направления за счет уменьшения веса и, что еще более важно, для улучшения откликов двигателя были уменьшены силы инерции компонентов маховика. Для создания двигателя, который имеет собственный характер, было использовано 100 % таланта инженеров Ducati.

«По сравнению с базовым двигателем V4 все компоненты маховика были облегчены, используются титановые шатуны (и поэтому более легкие противовесы коленчатого вала). Были облегчены все крупные элементы, влияющие на вес и инерционность маховика. Это означает, что обороты могут изменяться быстрее. Поэтому двигатель мгновенно отзывается на команды водителя.

Это была тяжелая и кропотливая работа, поскольку компоненты стандартного двигателя, взятые за основу, уже отличаются высоким уровнем оптимизации. Поэтому нам пришлось сосредоточиться на деталях, добавить отверстия, уменьшить толщину для снижения веса, разумеется, не в ущерб надежности: компоненты двигателя Superleggera V4 соответствуют тем же стандартам, которые используются для компонентов любого другого двигателя».

Каждый компонент двигателя доведен до совершенства. Возросла сложность используемых процессов. Поэтому все испытания и результаты моделирования должны показывать, что новые компоненты соответствуют всем предъявляемым требованиям, чтобы компоненты, создаваемые как единичные произведения инженерного искусства, обладали надежностью, характерной для серийных продуктов. В ходе работы над этим проектом команда Энрико затратила многие часы на исследования с помощью метода конечных элементов (FEM) для оптимизации прочности деталей. В случае двигателя Superleggera V4 специалисты Ducati используют примерно те же приемы улучшения характеристик компонентов, которые применяются в Ducati Corse для двигателей гоночных мотоциклов, но коэффициенты запаса прочности соответствуют уровню, необходимому для прохождения омологации продукта.

«Это гоночный двигатель, но с пожизненной гарантией. И это требует дополнительного внимания. Например, титан, безусловно являющийся благородным металлом, характеризуется большей величиной трения скольжения. Это необходимо учитывать в резьбовых соединениях, поскольку при их затяжке должны гарантироваться осевые усилия определенной величины. Для решения этой проблемы мы использовали специальное покрытие».

Стремление создавать совершенные компоненты позволяет сотрудникам компании Ducati расти индивидуально и в составе рабочих групп, а отвергаемые идеи подталкивают всю команду к поиску новых, неизведанных технологических инноваций. Это поиск для достижения новых границ характеристик, закладывающий фундамент для будущего и создания поистине эксклюзивных двигателей.

«Участие в разработке двигателя Superleggera V4 — поистине уникальный опыт. Это работа, наполняющая сердца всей команды гордостью и рождающая энтузиазм и энергию благодаря гарантированной свободе выбора и духу креативности. Эти исследования и разработки оказывают глобальное влияние на знания членов команды. Нас поощряют к использованию новых решений, даже самых необычных. Это вселяет в нас отвагу и дает нам возможность реализовать в ходе выполнения проекта свои амбиции и самих себя. У вас возникает мощное чувство причастности к невероятным достижениям».

Узнайте больше

Superleggera V4 — проект Ducati, в котором во всех смыслах нам приходилось преодолевать неизвестность с помощью смелых инженерных решений, раздвигая границы возможного и преобразуя легкость в тотальные эмоции от скорости.

Ознакомьтесь с интервью с инженерами Ducati, разрабатывавшими и создававшими мотоцикл вашей мечты!

Новый Superleggera V4

Сухой вес 152,2 кг при мощности двигателя 234 л.с. (в гоночной конфигурации) — основные показатели этой невероятной модели. Они были достигнуты благодаря раме, все элементы которой изготовлены из карбона, и широкому применению компонентов из титановых и магниевых сплавов.

Узнайте больше
Узнайте больше