Трой Бейлисс

За всю историю Ducati лишь нескольким гонщикам удалось покорить сердца фанатов и любителей гонок. Однако один из них стал настоящим «любимцем» современных поклонников марки Ducati — Трой Бейлисс.

Ранние годы: с детства до официального дебюта

Трой Бейлисс родился в австралийском городе Тари 30 марта 1969 года. С самого детства Трой любил гонять на мопеде по лесам и полям рядом с родным городом. Он мечтал о карьере профессионального гонщика с 10 лет, когда начал участвовать в соревнования по мотокроссу и спидвею. Однако по причине финансовых проблем в семье Трою пришлось на время покинуть мир гонок. Позднее, завершив учебу, он стал подрабатывать учеником слесаря по кузовному ремонту в местном автосервисе. Так появилось его итальянское прозвище «il Carrozziere» (Ремонтник).«il Carrozziere» (Ремонтник).

«Я всегда хотел участвовать в гонках. Я ездил на мотоцикле с 4 лет, я выходил через заднюю дверь и уезжал далеко за город. Я чувствовал себя полностью свободным. Как только я стал достаточно взрослым, чтобы получить водительское удостоверение, я взял кредит и купил мотоцикл 1992 ZXR750 H1, пока мои родители были в отпуске. В скором времени я начал творить совершенно безумные вещи на дорогах... Я ездил слишком быстро, и, если бы ничего не поменялось, я бы разбился насмерть или угодил за решетку. Именно тогда я начал принимать участие в соревнованиях, и все изменилось», — говорит Трой Бейлисс

В 1992 году в возрасте 23 лет, потратив свои сбережения и средства своей жены Ким, он купил свой первый гоночный мотоцикл и смог вернуться в мир мотогонок. Он принял участие в австралийском чемпионате 250GP на мотоцикле Kawasaki KR-1, а на следующий год сыграл свадьбу с Ким, ставшей любовью всей его жизни, и пересел на мотоцикл класса 600 куб. см..

Но только в 1997 году, в возрасте 28 лет, Трой наконец-то получил шанс заявить о себе, заменив травмированного гонщика Моленаара на чемпионате мира по супербайку на острове Филлип. Он стартовал во втором ряду турнирной таблицы на мотоцикле Suzuki 250 и к всеобщему удивлению пришел к финишу шестым, почти догнав Макса Бьяджи и Ральфа Вальдмана, которые в тот день боролись за чемпионский титул.

Однако несмотря на такие результаты возникла проблема с возрастом Троя. В шумихе, поднявшейся в СМИ вокруг Чемпионата мира, Троя назвали слишком «старым», и он не получил место в команде на следующий сезон. Однако для британского чемпионата по супербайку возраст не имел никакого значения. Там важен был только талант, и талантливого Троя заметил Даррелл Хили, менеджер гоночной команды Ducati GSE. Даррелл попросил Троя принять участие в сезоне 1998 года на мотоцикле Ducati 916. Даррелл оставался менеджером Троя на протяжении всей его 10-летней карьеры.

«В первый раз я сел на мотоцикл Ducati во время тренировочных заездов в Сильверстоуне. Я только что подписал контракт с командой GSE. Все британские СМИ прислали фотографов, так как я был новой надеждой клуба, и от меня ждали больших результатов. Я нажал на сцепление и чуть не уронил мотоцикл под взглядами репортеров. Первый год был очень трудным, но я справился...» — говорит Трой Бейлисс.

Тогда как соперники отлично знали все особенности узких и опасных трасс Великобритании, для Троя каждый заезд был прыжком в неизвестность, и ему потребовался год, чтобы привыкнуть и набрать скорость. В своем дебютном сезоне он показал отличные результаты и добрался до шестого места в общем рейтинге. Однако уже в 1999 году он стал победителем британского чемпионата в грандиозном финальном заезде на трассе Донингтон Парк, где Трой в полной мере проявил свое упорство и настойчивость.

Дебют: от США до первого титула

По достоинству оценив талант этого простого и очень быстрого юного дарования, Ducati предложила ему поучаствовать в Чемпионате AMA 2000.

В декабре 1999 года состоялся первый пробный заезд в Дейтоне. Несмотря на то, что Бейлисс впервые видел эту трассу, он выехал из бокса и начал входить в повороты так, как будто ездил по ней уже много лет. К вечеру техники итальянской команды посматривали друг на друга с изумлением: «Этот парень в самом деле особенный». Однако трасса Дейтона всегда была проклятием для Ducati, и даже Бейлисс не смог справиться с ним. После невероятно быстрого старта в гонке Дейтона 200 Трой несколько кругов сохранял лидирующие позиции, однако в конце концов упал. Он был уверен, что на этом его карьера завершена.

«На гонках Дейтона 200 в 2000 году он удивил всех тем, что занял поул-позицию и почти всю гонку оставался лидером, пока небольшая техническая неисправность не заставила его сойти с дистанции. Мы встретились в отеле Hilton в Дейтоне-Бич, и Трой сказал: „Прости, Паоло, надеюсь, ты не злишься и не уволишь меня“. Через несколько недель мы попросили Троя заменить Карла Фогарти сначала на трассе Суго, а затем в Монце...» — говорит Паоло Чиабатти, спортивный директор Ducati Corse.

Трой вернулся домой на несколько дней, но одним воскресным вечером его телефон зазвонил снова. Это был Паоло Чиабатти: «Карл Фогарти получил травму в гонках на острове Филипп, и нам нужно заменить его на воскресных соревнованиях в Японии. Ты уже в Австралии и ничем не занят. Увидимся в Суго».
Паоло повесил трубку и выслал Трою билет на ближайший самолет в Страну восходящего солнца.

Бейлисс позвонил своей жене Ким, ставшей его постоянным спутником в приключениях, и сказал, что пора снова собирать чемоданы. Трой знал, что это шанс, который выпадает раз в жизни. На трассе Суго он должен был ехать на мотоцикле Factory 996. Именно эта модель принесла Фогарти титул чемпиона в прошлом сезоне. Бейлисс был настолько взволнован, что умудрился потеряться в международном аэропорту Нарита! Давид Тардоцци потратил несколько часов, чтобы найти Троя и доставить его в спортивный комплекс Суго.
Эти выходные стали настоящим провалом. Бейлисс, как пуля, стартовал к первому повороту, но спешка подвела австралийского гонщика, и он поскользнулся, задев местного соперника. Невероятно, но то же самое случилось во втором заезде, в котором Бейлисс смог проехать всего 600 метров. Таким образом, в обоих заездах он сошел с трассы на первом же повороте, ни разу не проехав полный круг. Для Троя соревнования в Суго стали потерянной возможностью, крушением его мечты.

Стремясь не упустить победу в чемпионате после травмы Фогарти, на следующую гонку в Донингтоне команда Ducati Corse выставила Луку Кадалора. У Луки был бесспорный талант и большой опыт гонок на мотоциклах с 2-тактными двигателями, поэтому для него переход в категорию 4-тактных двигателей должен был пройти без проблем. В Англии гонщик из Модены выбыл из гонки в первый день и пришел к финишу лишь 17-м на второй день.

Гонки Monza 2000 и четверной обгон

Ducati решила передумать. В конце концов, события в Суго были следствием неудачного стечения обстоятельств, и Трой показал отличные результаты на двухцилиндровом мотоцикле Ducati. Телефон Троя зазвонил снова. Это был Паоло Чиабатти. В этот раз он звонил по поводу гонок в городе Монца, который называют «Храмом скорости». И хотя Трой был раздосадован происшествием в Японии и не очень хотел уезжать из США, где он продолжал участвовать в чемпионате AMA в составе команды Vance & Hines, Паоло, Давид и жена Ким смогли убедить его. К тому же, Трой очень хотел вернуться, и это был шанс показать свой настоящий талант. Он понимал, что значит участвовать в гонках в составе официальной команды Ducati, особенно в Монце, на глазах многотысячной толпы итальянских фанатов, расположившихся на газонах и трибунах. Все взгляды прикованы к гонщикам Ducati.

По результатам квалификационного заезда Трой оказался на пятом месте после таких знаменитостей, как Колин Эдвардс, Трой Корсер, Акира Янагава и Пьерфранческо Чили. В гонке Superpole Трой финишировал всего на секунду позже Колина Эдвардса по прозвищу «Техасский торнадо», опередив японского виртуоза Нориюки Хага из команды Yamaha. В первом заезде Трой был всего на волосок от победы, и уже этого было достаточно, чтобы восстановить репутацию. Но это было недостаточно для самого Троя.

Оставался еще один заезд, и Трой не собирался сдаваться. В сущности, во втором заезде Трой сделал то, что до него не делал никто, и таким образом завоевал себе место в числе легенд мотоспорта. На девятом круге Трой был на пятом месте и дышал в спину Хага, который в свою очередь шел прямо за Чили. Пятерка лидеров держалась очень плотно друг за другом, и Трой отставал от Колина Эдвардса всего на долю секунды.
На подходе к первому двойному повороту скорость Троя превышала 300 км/ч, а его траектория была такова, что нужно было нажать на тормоз, чтобы не вылететь с трассы и не создать аварию. Однако Бейлисс не стал тормозить. Затормозили все, кроме него. К моменту, когда все уже подняли головы, он все еще прижимался к седлу, не сбавляя скорости. Именно тогда он совершил чудо: обогнал всех соперников и стал первым. И только после того, как точка безопасного торможения осталась далеко позади, он начал резко тормозить.
Казалось, что этот момент длится целую вечность. Зрители затаили дыхание. Комментатор словно сошел с ума и выкрикнул имя Троя четыре раза подряд. Потом толпа взорвалась восторженным ревом, и это событие навсегда осталось в истории.
По общим результатам Трой стал четвертым, однако руководство уже приняло решение. Именно Трой Бейлисс заменил Карла Фогарти в оставшихся гонках.

«Я никогда не признаюсь вам, сделал ли я это нарочно или просто забыл затормозить», — говорит Трой Бейлисс.

Одно можно сказать точно: благодаря четверному обгону «Кенгуру из Тари» получил не только место в команде на следующий сезон. Он остался в сердцах своих фанатов, которые в тот день наблюдали рождение легенды.

Карьера Бейлисса: от лидера рейтинга в SBK до гонок MotoGP

На дворе был 2000 год. Совершив четверной обгон в Монце, Трой навсегда остался в сердцах своих фанатов, которые в тот день наблюдали рождение легенды. Но настоящий успех был еще впереди. И он не заставил себя долго ждать. На следующем выступлении в Хоккенхайме Трой выиграл свою первую гонку в Чемпионате мира по супербайку, а затем, снова управляя мотоциклом 996R, становится чемпионом серии 2001 года, выиграв призовое место 15 раз. На последней гонке сезона, в Имоле, он упал и сломал ключицу. Однако к тому моменту он уже завоевал свой титул, на целый круг опережая соперников. Трой сожалел только о том, что ему не удалось отпраздновать победу вместе со своими поклонниками.

В 2002 году прошел незабываемый сезон Чемпионата мира по супербайку, в котором состоялась легендарная борьба между Троем Бейлиссом и Колином Эдвардсом. Для каждого фаната модифицированных серийных мотоциклов этот сезон стал одним из самых запоминающихся в истории чемпионата. На своем Ducati 998 F02 Трой сохранял лидерство в первой половине чемпионата, но затем Колин Эдвардс на Honda VTR 1000 SP-2 восстановил преимущество. С каждым заездом Эдвардс начал догонять по очкам действующего чемпиона мира, и к последней гонке сезона в Имоле разница между ними составляло всего одно очко. Последняя гонка стала настоящей рыцарской схваткой двух легенд, развернувшейся на глазах более чем 95 000 зрителей. Оба гонщика проезжали все повороты и изгибы трассы настолько решительно и зрелищно, что жители Романьи, наблюдавшие за этой незабываемой гонкой по телевизору, побежали к воротам трассы, чтобы посмотреть второй заезд.

По результатам этого напряженного сезона Колин Эдвардс стал чемпионом мира, опередив соперника всего на 11 очков. Стоит также отметить незабываемое объятие двух гонщиков после финиша, когда Эдвардс обнял Троя, словно пытаясь утешить его. «Техасский торнадо» сумел победить своего великого соперника, а бывший ремонтник из Тари показал всему миру, что мировой чемпион умеет с достоинством держать даже такие тяжелые поражения.

Несмотря на потерю чемпионского титула SBK Трой был полон решимости и принял участие в чемпионате MotoGP. Он хотел, чтобы его семья была рядом, и купил дом в Монте-Карло, где жил его новый друг по команде Лорис Капиросси.
В свой первый год, находясь в премьер-лиге, он занял шестое место по итоговым результатам и получил титул «Новичок года» благодаря трем блестящим победам Испании, Германии и Чешской Республике. Разумеется, все надеялись, что это было началом великой карьеры в формате MotoGP. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
Трой и его фанаты не знали, что следующие два сезона (2003–2004) станут ужасными до такой степени, что в 2005 году уходит из Ducati в команду Honda. Однако, смена команды не спасла ситуацию, и Трой, получивший травму запястья, из-за которой он выбыл на несколько месяцев, даже не смог финишировать на чемпионате мира.

Великое возвращение в супербайк и новые успехи в MotoGP

В сезоне 2006 года Трой связался со своими старыми друзьями из команды по супербайку, Чиабатти и Тардоцци, и вернулся к гонкам в составе команды Ducati Xerox на мотоцикле 999. Этот мотоцикл под управлением Ходжсона и Тоузленда уже становился победителем мировых чемпионатов 2003 и 2004 года.
Компания из Борго Панигале с огромной радостью приветствовала возвращение Троя. Управляя мотоциклом 999 Factory, австралийский гонщик заново открыл свой соревновательный дух и завоевал свой второй чемпионский титул, имея в запасе три заезда. 2006 год запомнился всем великим возвращением Троя Бейлисса.

«Трой едет в Валенсию не просто покрасоваться. Он едет туда в полной боеготовности!» — говорит Давид Тардоцци.

Гонка состоялась 29 октября 2006 года.
На испанской трассе Трой и его мотоцикл Desmosedici заняли верхнюю ступень пьедестала, тогда как Капиросси стал вторым. Это была первая двойная победа команды Ducati на чемпионате MotoGP.Эта победа сделала Троя единственным гонщиком в мире, выигравшим оба чемпионата за один год.
Несмотря на такой успех, Трой даже не собирался оставаться в формате MotoGP. Он как будто сбросил с себя тяжелую ношу. Его целью стал третий титул.

Мизинец, третий титул и начало легенды

2007 год стал еще одним трудным периодом для Троя. Несмотря на предыдущие успехи модель 999 уходила на «покой», так как на смену ей пришла новая модель 1098R 2008 года, находившаяся в непрерывной разработке.
В тот день в Донингтоне было холодно и дождливо. Хотя Трой был хорошо знаком с таким климатом, ему было сложно подготовиться к гонке в такую промозглую погоду. Несмотря на погодные условия воскресный старт прошел неплохо, и после нескольких кругов в 1-м заезде Трой хорошо оторвался от своих соперников.
На повороте Коппис, который является одним из самых скоростных, Трой упал. Его правая рука оказалась зажатой под мотоциклом. Когда он снял перчатку, он увидел, что его левый мизинец практически оторвался. К тому же Трой получил сильный удар в грудь. Когда его доставили в больницу, он все еще находился под действием адреналина и попросил врачей ампутировать остатки мизинца, чтобы он смог вернуться на пару часов и сравнять счет с Тоузлендом. А затем потерял сознание.

Выйдя из больницы во вторник, Бейлисс решил показаться на тренировочных заездах в рамках подготовки к пятничной гонке в Валенсии. Он героически выиграл гонку SuperPole в субботу, занял призовое место в первом заезде и шестое место во втором заезде, чем еще большое восхитил своих фанатов.
В 2008 году Трой решил распрощаться со спортивными гонками, но перед этим он хотел закрыть кое-какие долги.
Трой завоевал свой третий титул на мотоцикле 1098R, и таким образом стал единственным гонщиком Ducati, получившим три чемпионских титула на разных моделях мотоциклов (996R, 999 и 1098R). Имея за плечами одиннадцать побед, две из которых он совершил на финальной гонке в Портимане, эффектно обогнав соперников, Трой завершил свою невероятную карьеру. В его копилке было 52 победы, легендарный финиш на чемпионате в Валенсии и три чемпионских титула по супербайку (2001, 2006 и 2008) — лучше его был только Карл Фогарти.
В возрасте 39 лет Трой ушел из спортивных гонок, и он может по праву гордиться прекрасными событиями в своей карьере, которая началась в 1998 году, когда он купил первый мотоцикл на свои сбережения и сбережения жены. Выплатив долг жене, он решил вернуться домой и попытаться пожить нормальной жизнью со своей семьей.

Завершение карьеры и возвращение в Австралию

Положив гоночный шлем на полку, Трой продолжил работать водителем-испытателем новых мотоциклов Ducati, предназначенных для Чемпионата мира по супербайку, а также стал официальным представителем торговой марки Ducati.

В 2015 году, спустя семь лет после завершения карьеры, Троя попросили выступить вместо травмированного Давида Джульяно на мотоцикле Panigale 1199 V2 в составе команды Aruba-Ducati. Несмотря на то, что формат соревнований и мотоцикл были полностью незнакомыми, Бейлис умудрился набрать 25 очков в гонках в Австралии и Таиланде, хотя и не приблизился даже близко к призовым местам.
После 2-го заезда в Бурираме Трой объявил о своем окончательном уходе с Чемпионата мира по супербайку.

С 2016 года он принимает участие в австралийском чемпионате по супербайку (ASBK), но уже как совладелец команды DesmoSport Ducati, которая в 2015 году принесла титул национального чемпиона Майку Джонсу. В 2016 году в состав команды также вошел Олли, младший сын Троя, совершивший свой дебютный заезд на мотоцикле, когда-то принадлежавшем его отцу.

Трой Бейлисс проявил себя настоящим борцом, который способен сесть на любой мотоцикл и выиграть гонку.
Для некоторых Трой Бейлисс по-прежнему остается символом соревнований по супербайку. Для других он является олицетворением мотоциклов Ducati. Его история определенно не ограничивается тремя чемпионскими титулами, которые он завоевал на модифицированных серийных мотоциклах из Борго Панигале. У Троя было много побед, и он многое отдал, чтобы совершить их.
Он завоевал сердца фанатов со всего мира, которые приезжали на каждую Всемирную неделю Ducati в надежде увидеть его, и он всегда находил время, чтобы улыбнуться им и подарить свой автограф. Эти фанаты покупали себе мотоциклы Ducati, чтобы стать хоть немного похожими на него.

«Без миллионов фанатов этот спорт не стал бы таким, каким мы видим его сейчас. Я всегда отдавал всего себя гонкам, а мои поклонники показывали, что они ценят эту жертву... Очень приятно осознавать, что куда бы я ни поехал, там всегда найдутся люди, которые готовы оказать поддержку и которые внимательно следят за моей карьерой», — говорит Трой Бейлисс.

Послушайте подкаст про Троя Бейлисса